Только верная последовательность и виды затирок
Укладку бетонной стяжки производят в несколько этапов. На финишной стадии нужно осуществить затирку, используя для данного процесса затирочные машины. Это придаёт бетонному основанию прекрасные эксплуатационные качества, благодаря чему оно готово к серьёзным истирающим нагрузкам. Кроме того, поверхность после такой процедуры смотрится намного привлекательнее.
Пока залитый пол затвердевает, самые большие и тяжёлые элементы щебёнки спускаются вниз, а наиболее лёгкие частички всплывают наверх. Но при этом в верхних бетонных слоях возникают своеобразные микропустоты, из-за чего частицы не могут сцепляться между собой. Когда пол эксплуатируется, верхние пласты отслаиваются, образуя внушительные выбоины на поверхности.
В порах, микрополостях, зазорах и микротрещинах скапливается влага, пыль и грязь. Впоследствии именно эти дефекты станут самым уязвимым участком, с которого начнутся разрушительные процессы. К тому же под воздействием негативных факторов полости расширяются, а бетон расслаивается.
Чтобы устранить эти недостатки, потребуется дорогостоящий ремонт.
Поэтому если не провести качественную затирку и выравнивание бетона, надежность основания и срок службы значительно сократится. Затирка бетонного пола вертолетом устраняет неровности и позволяет достичь однородности раствора на поверхности. В таком случае бетонное основание получается гладким и ровным, поэтому по нему легче проводить финишную отделку.
После окончания этой процедуры слой бетона сверху уплотняется, приобретая большую прочность и устойчивость к износу.
Специалисты рекомендуют при затирке бетонного пола добавлять усиливающие вещества, которые называются топпингами.
Обработку поверхности бетона проводят в два приёма:
Этот процесс наиболее эффективен при использовании машины с затирочными дисками ‒ «вертолёта»:
Перед затиркой бетона «вертолётом», рекомендуется подождать определённое время, чтобы покрытие приобрело первоначальную прочность. Оно должно застыть настолько, чтобы глубина отпечатка человеческой ноги составляла не более 5 мм. Застывание займёт от 4 до 20 часов.
1. Грубая обработка /затирка / грубая (черновая) обработка/ реализуется устройством с затирочными дисками более 2-х перпендикулярных проходов. Ресурс дисков до 3000 м2.
Процедура выполняется двумя проходами, каждый из которых перпендикулярен другому.
При затирке «вертолётом» вращающиеся диски перемешивают верхние слои бетонной смеси. При уплотнении бетона щебень, имеющий больший вес и размер, устремляется вниз. Лёгкие частички, такие как песок и цементное молоко, уходят верх.
С начало затирают места у дверных проемов, колонн, стен, так как в таких местах бетон затвердевает моментально и есть риск опоздать с затиркой, обычно требуется и ручная затирка стальными гладилками.
Для получения цементного молока делают несколько проходов, количество которых может зависеть от толщины бетонного слоя и его структуры.
Особенности грубой затирки вертолетом:
1. После проходов вертолета с диском – волны на поверхности остаются примерно в 6-8 мм
Когда на верх вышло достаточно цементного молока, быстро наносят топпинг для упрочнения слоя, распределяя его равномерно (желательно с использованием специальной тележки). Затирочные порошковые смеси (топпинг) имеет смысл использовать для укрепления поверхности бетонных полов на складах, крупных производствах, в коммерческих центрах, на автостоянках, в рыночных комплексах. На этих объектах на полы приходится существенная нагрузка.
Топпинг равномерно распределяют по стяжке, пользуясь специальной тележкой. К тележке должны прилагаться следующие элементы:
• удобный контейнер для смеси;
• шнеки, чтобы измельчать застоявшуюся смесь;
• дозирующие заслонки, при помощи которых можно контролировать, насколько равномерно распределилась смесь;
• достаточно широкие колёса, для того чтобы на мягком бетоне не отпечатывалась заметная полоса.
Внесённый состав смешивают с цементным молоком, пользуясь двух или однороторной машиной с затирочным диском. Очень важна правильная форма кромки затирочного диска. Кромка, угол скоса которой составляет 45 градусов, позволяет выровнять бетонную поверхность чрезвычайно плавно. Для обработки участков около стен, дверных косяков и колонн подойдут диски с углом кромки в 90 градусов.
Когда затирочная смесь равномерно перемешана, можно начинать обработку бетона при помощи двухроторной машины с дисками. Это мощное устройство благодаря своему весу (350‒400 кг) способно очень качественно уплотнить раствор упрочнителя и цементного молока.
Для приготовления почти всех затирочных смесей берут:
• портландцемент;
• различные высокотвёрдые заполнители;
• полимерные волокна;
• модифицированные добавки.
Первоначально распределяют две трети имеющегося топпинга. Затем нужно подождать некоторое время, чтобы дать смеси пропитаться влагой. Начинать обработку бетона «вертолётом» можно после того, как затирочная смесь потемнеет. Это значит, что она достаточно пропиталась влагой.
Перед вторым проходом с диском выполняется распределение топпинга, ожидание впитывания влаги и изменение цвета смеси. Определение ровности поверхности осуществляется контрольной рейкой. При необходимости процесс повторяется, осуществляя повторное нанесение топпинга.
Проходы с диском обычно делают с интервалом в 30-60 минут в зависимости от скорости схватывания стяжки. Когда диск уже не оставляет следов на полу, работу можно завершить. Финишная затирка лопастями выполняется в направлениях обработки диском. Обычно правильно шлифованные поверхности требуют не более 2-3 проходов.
Оптимальный расход топпинга:
• для затирки бетонных полов, на которые приходится лёгкая и средняя нагрузка, — 3‒5 кг/м2;
• для затирки бетона полов, испытывающих большую нагрузку, — 5‒8 кг/м2.
2. Финишная обработка /затирка/
Понять, готова ли бетонная поверхность к финишной затирке, можно и на глаз. Для финишной обработки меняют диски на лопасти для тех же самых затирочных машин. Во время первого прохода края лопасти должны находиться от пола на расстоянии около 7-9 миллиметров, второго – 20-23 миллиметра. Действия необходимо производить минимум в два прохода. При этом второй из них выполняется перпендикулярно первому.
Выбор машины с затирочными лопастями обусловлен тем, что при её движении по полу усиливается удельное давление на бетонную поверхность, а значит, улучшается качество уплотнения затирочной смеси.
У затирочных лопастей имеется измеряемый угол, благодаря которому поверхность бетонного пола можно обработать почти до зеркального эффекта. Качество затёртого основания видно по тому, что поверхность приобретает ровность, гладкость и блеск.
Так смесь лучше уплотняется, а изменение угла элементов позволяет сделать поверхность почти зеркальной. Чтобы узнать, можно ли начинать процедуру, надо прижать ладонь к поверхности: на руке не должно быть видно никаких следов. Обработанный таким способом бетонный пол становится удивительно гладким и блестит, как зеркало. Ресурс лопастей 1600м2.
3. Применение полимерной пропитки для влагоудержания, повышения уровня стойкости ко влаге и износу пола, непроницаемости для щелочных агрессивных сред• ротационных дисковых машин — так называемых «вертолётов»;
• ручных или автоматических агрегатов для нанесения упрочняющего состава;
• специализированных устройств для работы около стен т.н. кромочников - вертолет с диаметром 900 мм .
Поскольку основная площадь обрабатывается большой и тяжелой двухроторной бетоноотделочной машиной с большим диаметром дисков и лопастей, которые не дают возможности с приемлемым качеством производить отделку примыканий к стенам дверям и колоннам. Поэтому примыкания, сначала затираются стальными гладилками вручную, а затем обрабатывается легкой однороторной бетоноотделочной машиной (кромочник с меньшим диаметром дисков и лопастей).
Вследствие этого поверхности основной площади и примыканий после обработки всегда отличаются:
• По фактуре
• По уровню
• По цвет
Оттенки цвета не нормируются, это связано с тем, что невозможно добиться полной однородности цвета, так как на него оказывается большое количество факторов. В частности, оттенок цвета, бетонного пола зависит от цвета самого бетона, содержания в нем воды, количество внесенной сухой упрочняющей смеси, а также соблюдения всех нюансов технологии.
Разница в оттенках цвета может, объяснятся неравномерным высыханием бетона с соответствующим впитыванием пропитки (мембранообразователя), что приводит к появлению участков пола, из которых вода испаряется быстрее и цвет которых становится более светлым (сухого бетона). В процессе дальнейшего испарения воды из бетона, в течение нескольких месяцев произойдет выравнивания цвета полов, который станет серым (бетонным).
Следует отметить, что оттенок цвета бетонных полов с упрочненным верхним слоем не влияет на эксплуатационные характеристики бетонного пола.
Рекомендации: периодическая влажная уборка с использованием клинингового оборудования.
Абсолютной предпосылкой возникновения микротрещин в бетонных полах является некорректная усадка. Это случается в момент когда бетон и упрочняющая смесь на базе топинга набирают крепкость и сохнут. Волосяные трещинки появляются в том числе и в случае если все работы по созданию полов происходили безупречно. Знатоки считают, собственно что бетонных полов без нитевидных трещинок не бывает. Как раз в следствие этого возможно признать что нитевидные микротрещины не числятся недостатком полов, вследствие того что они:
• не приводят к нарушению единства конструкции;
• не вызывают небезопасного разрушения;
• почти во всех случаях не портят эстетического облика.
Присутствие нитевидных микротрещин — это не предлог предъявлять жалобы подрядчику, выполнявшему работы.
Только верные проверенные опытом решения