Гараж, автомойка, техническое помещение, паркинг: какой пол лучше?
Консультация ведущего специалиста тел. +7(499) 398-02-36, +7(926) 225-16-81 whatsApp +7(916) 087-31-88. Получить расчет цены пола
Гаражи и парковки разделяются в соответствии с их размерами
Малые гаражи не превышают 100 м2, средние — от 100 до 1000 м2, а большие — свыше 1000 м2. Площадь стоянки на один автомобиль зависит от типа расстановки: для манежной расстановки — 10 м2, для хранения в боксах — 17,1 м2. Высота этажей в многоэтажных гаражах составляет не менее 2 м, снижаясь до 1,85 м в зоне боксов.
Ширина въездных ворот варьируется от 2,4 до 5 м, а высота — не менее 2,7 м. В больших гаражах въезды и выезды раздельные, при возможности на разных сторонах. Ширина проездов зависит от типа размещения автомобилей: от 3,8 до 7 м для манежной расстановки и от 4 до 8 м для хранения в боксах.
Рампа представляет собой наклонную конструкцию, обеспечивающую перемещение автомобилей между уровнями в многоэтажных гаражах. Она может быть открытой или закрытой.
Рампы классифицируются по различным признакам: расположению, количеству полос движения, очертанию в плане, высоте и длине подъема. Виды рамп включают в себя двухполостую винтовую рампу, поперечные и продольные рампы, а также центрально размещенную рампу. Парковка автомобилей вдоль рампы с небольшим уклоном возможна, но требует длинных путей проезда и учитывает особенности движения.
Самой уязвимой частью гаражей, паркингов, технических, складских и производственных помещений являются полы.
Многоэтажные парковки и гаражи:
• Очень агрессивные условия эксплуатации (высокая влажность, соли);
• Коррозия стальной арматуры;
• Растрескивание и разрушение бетона.
Они подвергаются наибольшим эксплуатационным нагрузкам в сравнении с любыми другими поверхностями, поэтому им требуется более частый ремонт. Убедиться в этом может каждый из вас на примере собственного гаража, оценив контраст в состоянии стен и пола. Продление срока службы полов в перечисленных помещениях обеспечивают современные материалы и технологии их укладки, что позволяет в разы снизить расходы. Поверьте: бетонный пол в гараже ‒ далеко не единственный вариант покрытия.
Примеры:
В соответствии с нормами организации гаражей, их площадь классифицируется на малые (до 100 м2), средние (100—1000 м2) и большие (свыше 1000 м2). Норма площади стоянки на один автомобиль составляет 10 м2 при манежной расстановке и 17,1 м2 при хранении в боксах.
Высота этажей в многоэтажных гаражах составляет не менее 2 м, а в зоне боксов может быть 1,85 м и выше. Ширина въездных ворот должна быть не менее 2,4 м при раздельном въезде и выезде, и 4,8—5 м при общем въезде. Высота въездных ворот — не менее 2,7 м.
В больших гаражах предусмотрены раздельные въезды и выезды, при условии безопасности можно их разместить на разных сторонах гаража. Обязательно предусматриваются места для временной установки автомобилей и устраиваются повышенные тротуары для пешеходов. Ширина проездов варьируется от 3,8 до 7 м при манежной расстановке и от 4 до 8 м при хранении автомобилей в боксах.
Масса машины, кг:
- До 1000: Толщина бетонированного пола — 80–100 мм;
- 1000–2000: Толщина бетонированного пола — 100–120 мм.
- 2000–3000: Толщина бетонированного пола — 120–150 мм.
Для легковесной автотехники достаточно 10 см. Если гараж рассчитан на 2 автомобиля, толщину увеличивают до 12 см. Для крупногабаритных и тяжелых автомобилей, например, внедорожник весит 2500 кг + вес пассажиров нужно увеличивать толщину до 15 см, для грузовых — до 20 см.
Автомобиль не только стоит на полу в гараже, но и перемещается по нему. При движении создается динамическая (изгибающая) нагрузка. Прочность бетона на изгиб значительно меньше, чем на сжатие.
Тонкая плита может расколоться под воздействием веса автомобиля.
Армированный бетонный слой толщиной около 100 мм способен выдержать такие воздействия при условии тщательной утрамбовки и выравнивания нижних слоев подушки. Рекомендуемую толщину можно незначительно превысить для повышения надежности, но слишком увеличивать бетонный слой нецелесообразно — это лишь увеличит расходы на материалы.
Бетон как основа всех видов промышленных полов
Независимо от выбранного вами типа покрытия промышленных полов его основой будет бетон. Это наиболее универсальный материал для подобных целей, который обладает высокой прочностью и достаточной долговечностью при соблюдении технологии и правил укладки. Очень часто пол в гараже, на складе или парковке оставляют просто бетонным, однако у такого покрытия имеются существенные недостатки. В их числе:
пыление и крошение поверхности под механическими нагрузками от колёс автомобилей, перемещения тяжестей и прочего;
слабая устойчивость к воздействиям агрессивных веществ – кислот, щелочей, нефтепродуктов, которые быстро разрушают покрытие;
микропористая структура бетона, вследствие чего он впитывает жидкости и подвергается сильным загрязнениям, в том числе неустранимым;
сложный уход;
непрезентабельный вид, что особенно бросается в глаза в просторных помещениях.
Чтобы избавить бетонный пол в гараже от перечисленных выше недостатков, следует воспользоваться возможностями, которые предоставляют современные технологии укладки и материалы для упрочнения промышленных покрытий. Оптимальным решением будет использование бетона для устройства стяжки, на которую потом можно будет уложить любое покрытие по вашему выбору.
Укладка бетонной стяжки: основные правила
От того, насколько профессионально был уложен бетон, зависят долговечность покрытия и все его эксплуатационные характеристики. Для получения лучшего результата залив пола в гараже должен осуществляться по следующим правилам:
укладка бетона выполняется на песчано-гравийную подушку толщиной 15‒25-50 см, которая является частью дренажной системы будущих полов;
минимально допустимая прочность бетона – М300;
армирование производится сварной или вязаной сеткой из арматуры диаметром не менее 10‒12 мм с размерами ячеек не более 10х10 см20х20 см;
минимальная толщина бетонной стяжки – 120 мм;
обязательное требование: на бетонном покрытии не должна скапливаться вода и любая другая жидкость, что достигается созданием уклонов и устройством стоков в лотки, которые обычно размещают по контуру полов у стен или по центру зон проезда. Углубление лотка надлежит выполнить т.о., чтобы решетка лотка была на 3-5 мм ниже поверхности бетонного или полимерного покрытия.
Размещение лотков и количество зависит от разуклонок, которые обеспечивают в. т.ч. сток воды с машиномест. Верно, спроектированная система водоотведения на парковках для стоянки предотвращает сбор воды в зонах проезда и стоянки автомашин. Они предназначены для быстрого отведения талых снеговых и дождевых стоков с автомобилей. Полы без луж на парковках служат намного дольше, количество разрушений покрытий уменьшается, а для владельцев автомобилей это безопасный и чистый доступ к собственным автомобилям.
Уклон бетонных полов в гараже для стока воды и обеспечения правильной дренажной системы. Обычно уклон составляет минимум 5мм до 15мм на 1 пог. м от стены гаража к центру помещения или к дренажным отверстиям и лоткам. Точный уклон зависит от условий эксплуатации и в зависимости от климатических особенностей региона. Необходимо учитывать площадь помещения, количество и тип автомобилей, частота моющих работ и другие особенности гаража.
В зависимости от проекта, водоотведение в многоуровневых и подземных местах для стоянки может иметь точечную или же линейную схему. В качестве точечных систем применяются чугунные трапы всевозможных разновидностей выполнения. Линейный водоотвод представлен целой серией каналов с решетками с без болтовым и болтовым креплением. Протечки лотков и траппов возможны, поэтому обязательна, должна быть выполнена гидроизоляция перекрытия. Лотки на порядок облегчают влажную уборку, мыть полы и пылесосить придется менее чаще. Особенно это актуально для полимерных полов.
Бетонные и полимербетонные лотки с чугунной насадкой служат дольше, чем пластиковые.
Разуклонку делают или в 2 стороны от центра (при большущей ширине), или в 1 сторону, от края до края. Уклон полов к лоткам и трапам должен составлять не 5%, как любят проектировщики, а 15%, т.е. минимум 10 мм на 1м, только в этом случае, установка лотков оправдана, вода в лотки действительно будет стекать.
Уклон бетонных полов в гараже для стока воды и обеспечения правильной дренажной системы. Обычно уклон составляет минимум 5мм до 15мм на 1 пог. м от стены гаража к центру помещения или к дренажному отверстию и лоткам. Точный уклон зависит от условий эксплуатации и в зависимости от климатических особенностей региона. Необходимо учитывать площадь помещения, количество и тип автомобилей, частота моющих работ и другие особенности гаража.При выборе прочности бетона, толщины стяжки и арматуры необходимо учитывать ожидаемые эксплуатационные нагрузки на покрытие. Заливка пола в гараже личного пользования вполне может выполняться по минимальной планке требований, но для паркингов, складов и производственных зданий вам потребуются более прочные поверхности.
Способы упрочнения промышленных полов, покрытия для стоянки автомобилей/
Чем покрыть бетонный пол в гараже?
Существует немало способов упрочнения полов промышленного назначения. Это позволяет выбирать самые разнообразные варианты покрытия пола в гараже, на складе и других помещениях с высокими эксплуатационными нагрузками. Основными видами упрочняющих покрытий являются:
Полимерные полы для парковочного покрытия
Толщина слоя эпоксидного, полиуретан-цементного, полиуретанового, метилметакрилатного покрытия выбирается в зависимости от условий эксплуатации пола. От толщины покрытия и зависит цена. Поэтому при выполнении работ надо учитывать, какую механическую и химическую нагрузку будет нести пол.
Для незначительных нагрузок наноситься тонкослойное покрытия до 1 мм или краска для бетонного пола QTP® 1050 Эпоксидная тиксотропная краска для бетона, QTP® 1051 Эпоксидная краска.
Для средних нагрузок. Среднеслойное покрытие от трех до шести миллиметров. Высокая стойкость к нагрузкам механического характера делает такое покрытие пригодным к использованию средств транспорта с резиновыми покрышками, без вреда для пола. Они не боятся масла, воды, химии и шипов. Один из них QTP® 1240 эпоксидныйуниверсальный наливной состав.
Для авто моек рекомендуются полиуретан цементные полы, которые держат воздействие горячей воды, авто химии.
Трёхкомпонентные полиуретан-цементные композиции:
Для самого простого топпинга используется цементное молочко или сухой цемент, которым покрывают свеже уложенную поверхность. Современные материалы для топпинга производят на основе кварцевого песка, корунда, металла и других высокопрочных компонентов. Они обеспечивают высокую устойчивость пола к износу, но не решают ряд других проблем.
Главный недостаток топпинга ‒ это невозможность придания покрытию специальных свойств (например, стойкости к агрессивным веществам). Кроме того, применение этой технологии возможно только по свеже уложенному бетону.
"Бетон в солях" гидротехнический бетон от М350 и выше без покрытий с обработкой вертолетами, также известный как сульфатостойкий бетон или антикоррозионный бетон, представляет собой особый материал, используемый при строительстве различных водных инженерных сооружений, включая бассейны, мосты, тоннели, опоры для мостов, причалы, водохранилища и коллекторы.
Термин "антикоррозионный бетон" относится к процессу проверки морозостойкости бетонного раствора. Проверка осуществляется путем испытания бетона в растворе хлорида натрия (NaCl) с концентрацией 5%. В зависимости от результата испытания, бетону присваивается класс F2 с указанием количества циклов замораживания и оттаивания, которое он может выдержать без видимых повреждений.
Например, класс F2 означает, что бетон может выдержать 100 таких циклов без видимых изменений и значительного снижения прочности. Бетон, успешно прошедший испытание в антикоррозионных средах и выдержавший не менее 300 циклов, обладает не только высокой морозостойкостью, но также отличается хорошей водонепроницаемостью.
Такой материал не требует дополнительной защиты или покрытия для защиты от агрессивных воздействий окружающей среды, что существенно сокращает необходимость в техническом обслуживании. Основное преимущество инженерного бетона по сравнению с другими видами заключается в его высоких показателях водонепроницаемости (W) и морозостойкости (F). Это позволяет материалу сопротивляться агрессивным воздействиям воды и других жидкостей на протяжении более продолжительного времени. Для достижения такого эффекта используются различные добавки и/или специальный сульфатостойкий цемент в составе бетонной смеси.
Морозостойкость бетона определяется его способностью выдерживать многократные циклы замораживания и оттаивания в насыщенном растворе соли без видимых признаков разрушения, таких как трещины, сколы, шелушение ребер образцов, а также без существенных изменений прочности и массы материала.
Упрочнение бетонной поверхности пропитывающими составами
По своей сути они являются грунтовками глубокого проникновения. Этот способ часто применяют на эксплуатируемых полах. Составы для упрочнения содержат разные комбинации полимерных и других специальных компонентов. После нанесения они проникают в тело бетона, восстанавливают его структуру, повышают устойчивость к механическим и агрессивным воздействиям. Грунтовки останавливают процессы пыления и крошения бетона, а также защищают его от влаги. Недостаток этого способа заключается в относительно небольшом сроке действенности обработки. Поэтому такое покрытие пола в гараже приходится обновлять с периодичностью 2‒3 года. Например FEIDAL Betosil 7 (Литий + Силикон, упрочняющая пропитка для бетона на литиевой основе с силиконом)
Укрепляет + гидрофобизирует + защищает= Betosil
Один из самых дорогих способов обработки промышленных полов от 3000 руб./м2. Как правило, его используют для устройства особо стойких к кислотам и щелочам покрытий. Этот вариант также выбирают из эстетических соображений, поскольку плиточные материалы имеют превосходный внешний вид.
Наливные покрытия
Сухие смеси для наливных полов произвели переворот в устройстве промышленных покрытий. Эта технология может применяться по бетонным стяжкам и другим прочным основаниям ‒ как свеже уложенным, так и эксплуатируемым. Наливной пол для гаража решает все проблемы покрытия на длительные сроки, протяжённость которых может достигать пятнадцати лет и более. Отечественные и зарубежные производители предлагают огромный ассортимент наливных смесей с самыми разнообразными характеристиками. Диапазон их использования ‒ от жилья до взлётных полос аэродромов.
Преимущества наливных полов
При выборе покрытия из наливных полимерных, полиуретан-цементных, полимерцементных смесей многих останавливает цена на пол гаража или в другом помещении. Однако такое отношение в большей мере связано с незнанием настоящего положения дел. Наливное покрытие в зависимости от вида материала повышает стоимость бетонного пола в диапазоне от 25‒30 до 50‒100 %. Но даже двойное удорожание полов имеет более чем достойную компенсацию в виде увеличения срока службы покрытия в 3‒5 раз.
Другими словами, вложения в качественные современные покрытия промышленных полов в гараже обязательно окупаются. Для частного гаража, где содержится одна машина, это может обойтись в 16‒43 тыс. рублей, но взамен вы получаете практически пожизненную гарантию на покрытие пола. Другими преимуществами покрытий из наливных полимерных смесей являются:
высокая устойчивость к агрессивным воздействиям, что позволяет использовать сильнодействующие средства для устранения стойких загрязнений от красок, нефтепродуктов и прочего;
идеальная гладкость поверхностей, что до предела облегчает повседневный уход за полами;
превосходная ремонтопригодность, позволяющая многократную реставрацию покрытий (как локальную, так и общую) при сравнительно небольших затратах;
достойный внешний вид покрытий в течение всего срока службы.
Основным документом, регламентирующим строительство автостоянок является Свод правил СП 113.13330.2012 ««Стоянки автомобилей» Актуализированная редакция СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей (Parkings)», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011г. № 635/9 и введенный в действие с 01 января 2013г.
В соответствии с СП 113.13330.2012 стоянка автомобилей, гараж и пандус (рампа) определяются, соответственно как «3.1 Стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (..), которые могут быть: встроенными, встроенно-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми ...
3.3 гараж: Здание и сооружение, помещение для стоянки, хранения, ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. Может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
3.15 рампа (пандус): Наклонная конструкция, предназначенная для перемещения автомобилей между уровнями в многоэтажных стоянках автомобилей. Рампа (пандус) может быть открытой, т.е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, а также закрытой, имеющей стены (полностью или частично) и покрытие, защищающее ее от атмосферных осадков, и покрытие, изолирующие ее от внешней среды.»
Основные требования к покрытию пола определяются пунктом СП 113.13330.2012: «5.1.44 Покрытие полов стоянки автомобилей должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.» Сразу стоит отметить, что большинство полимерных наливных полов стойко к воздействию нефтепродуктов и пригодно для сухой уборки помещений. А антискользящие (шероховатые) полимерные покрытия являются идеальными для рамп (пандусов) и пешеходных дорожек на них.
При выборе регламентов работ и материалов для устройства полимерных бесшовных покрытий (полимерных наливных полов) в гаражах надо учитывать возможные значительные уклоны поверхностей пола, которые могут задаваться различными проектами в соответствии с СП 113.13330.2012: «5.1.23 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей поперечные и продольные уклоны полов каждого этажа, расположение трапов и лотков должны предусматривать с учетом мероприятий по предотвращению возможного растекания жидкостей (топлива и др.) через рампу на этажи, расположенные нижи.
5.1.24 Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6 %...
5.1.31 Рампы в стоянках автомобилей должны отвечать следующим требованиям: а) продольный уклон прямолинейных рамп по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытого типа стоянках должен быть не более 18 %, криволинейных рамп - не более 13 %, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп - не более 10 %; б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %;…».
Санитарно-гигиенических требованиях и требованиях пожарной безопасности к покрытиям (в том числе и полимерным) полов в гаражах. Санитарно-гигиенические требования именно к полимерным наливным полом (полимерным покрытиям полов) регламентируются Разделом 8 «Область применения полимерных материалов в зависимости от санитарно-гигиенических требований» СанПиН (Санитарных правил и норм)
2.1.2.729-99 «Полимерные и полимер содержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности.», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 января 1999 года № 3:
«8.1. При применении ПСМ, в зависимости от санитарно-гигиенических требований к ним, следует руководствоваться гигиеническим заключением.
8.2. С учетом эксплуатационно-функциональных назначений зданий и сооружений, продолжительности пребывания в них людей и их физиологического состояния приняты следующие типы зданий и сооружений: Тип А - жилые дома. Детские дошкольные учреждения. Дома ребенка. Лечебно-профилактические учреждения. Дома инвалидов и престарелых. Санатории. Учреждения отдыха. Учебные заведения. Закрытые спортивные сооружения. Служебные помещения с постоянным пребыванием людей в зданиях управления, на промышленных предприятиях и других объектах типов Б,
В. Тип Б - предприятия пищевой промышленности, торговли и общественного питания. Гостиницы. Магазины промтоварные. Предприятия связи. Предприятия бытового обслуживания. Культурно-зрелищные и другие объекты. Здания управления. Тип В - промышленные предприятия, вспомогательные и бытовые помещения и сооружения. Склады. Гаражи.»
Таким образом мы видим, что санитарно-гигиенические требования к покрытию полов наиболее «мягки» к гаражам (как, в прочем, и к промышленным зданиям, складам, вспомогательным и бытовым сооружениям и помещениям), по сравнению с другими общественными и жилыми зданиями и сооружениями, но гигиеническое заключение требуется.
Требования пожарной безопасности к покрытию полов на автостоянках регламентируются пунктом 5.2.26 Свод правил СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности.», утвержденного и введенного в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013г. No 117; зерегистрированного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013г.: «… Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.» Аналогичные требования по пожарной безопасности к покрытию полов на автостоянках есть в пункте 6.11.17 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты.
Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 24 апреля 2013г. N 288, зарегистрированного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18 июня 2013г.: «Покрытие полов зданий для стоянки автомобилей предусматривается из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.» Группа распространения пламени РП1 определяется Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, принятым Государственной Думой 4 июля 2008 года и одобренным Советом Федерации 11 июля 2008 года: «8. По скорости распространения пламени по поверхности горючие строительные материалы (в том числе напольные ковровые покрытия) в зависимости от величины критической поверхностной плотности теплового потока подразделяются на следующие группы: 1) нераспространяющие (РП1), имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока более 11 киловатт на квадратный метр…»