Швы разных типов являются неотъемлемой частью большинства прочных бетонных полов. Важно уделить особое внимание проектированию и устройству швов, поскольку они составляют часть половой конструкции, подверженной наибольшему износу в процессе эксплуатации.
Изменение температуры, влажности, усадки бетона и эксплуатационных нагрузок в полах приводит к созданию растягивающих, сжимающих и изгибающих напряжений, которые могут вызвать трещины и деформации плит.
Швы позволяют плитам изменять свои размеры без повреждений и образования трещин. Расположение швов в бетонных плитах прочных полов зависит от формы и ширины конструкции, наличия каналов в полу, расположения фундаментов под оборудование, а также от степени армирования, свойств бетона, состояния основания, температурных условий бетонирования и эксплуатации.
Наша цель помочь вам избежать ошибок...
Проектировщики полов необоснованно наращивают увеличивают количество швов (уменьшая расстояние меж ними), что собственно вызывает ускоренное разрушение кромок швов и завышенный износ колес подъемно-транспортного оснащения и в конечном счете приводит к добавочным денежным расходам клиента.
Судя по количеству запросов "деформационные швы" в рунете это болевая точка бетонных полов. Без "правильных швов" полы быстро разрушаются. И действительно нарезка деформационных швов один из основных элементов работы по устройству цементно-песчаных, бетонных стяжек полов. От ее качества зависит, как пойдет процесс трещинообразования, и как долго они смогут проработать.
Консультация ведущего специалиста тел. +7(499) 398-02-36, +7(926) 225-16-81 whatsApp +7(916) 087-31-88. E-mail: i2251681@yandex.ru;
Получить расчет цены полаТрещины обязательно появляются в результате усадки здания, изменений t, недостаточной толщ. бетонного пола при промышленных нагрузках. После высыхания стяжки, могут возникнуть трещины, которые в большинстве случаев будут иметь отклонения в стороны от нарезанного шва шоврезчиком. Их приходится «расшивать» и заделывать различными герметиками или мастиками, после этого пол выглядит, как после ремонта. А также ухудшаются прочностные характеристики стяжки. К тому же в СНиПах нет ни слова о трещинах и о нарезке швов в бетонном полу, а значит по умолчанию их и не должно быть. На этом формальном основании работа может быть не принята, а значит и не оплачена.
Процесс нарезки температурно-усадочных швов осуществляется с помощью алмазных дисков, когда бетон достигнет необходимой прочности, обеспечивая при этом отсутствие выкрашивания наполнителя (от 8,0 до 10 МПа). При стандартной температуре окружающей среды (18 - 20°С) швы рекомендуется нарезать примерно через два дня после заливки бетона.
Глубина, ширина и размещение швов должны соответствовать указанным в проектной документации.
Шов заполняется уплотнительным шнуром из вспененного полиэтилена (вилатерм). Диаметр шнура обязан превосходить ширину шва на ¼÷½. Шнур ставят в паз в сжатом состоянии и заполняют ⅔÷¾ свободного размера.
К примеру, для заделки пазов шириной 4 мм, нарезанных в стяжке, подойдет шнур Ø=6 мм. Далее. Заделка шва осуществляется пистолетом с герметиком или резиновым ершиком. Герметик выбирается в зависимости от назначения полов.
Например, в паркингах полы должны легко мыться и выдерживать движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть жесткими, чтобы поддерживать края шва и предотвращать их скалывание, и достаточно пластичными, чтобы выдержать легкое открытие и закрытие шва.
Промышленные полы с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть загерметизированы, т.е. заполнены материалом типа полужесткой эпоксидной мастикой, которая обеспечивает адекватную поддержку шва и выдерживает нагрузки и только там, где будет сильные подвижки карт бетонного пола.
Эластомерные (гибкие) герметики, лучше полиуретановые используются только там, где шов не будет подвержен колесным нагрузкам. До начала герметизации швы очищаются путем продувки струёй сжатого воздуха, механической очистки щеткой или пескоструйкой, а затем наносится праймер.
Для защиты краёв шва от разрушений и предотвращения попадания влаги и мусора в его пазы, после завершения усадки бетона, когда его влажность не превышает 5% (через 14 - 28 дней), необходимо провести герметизацию швов с использованием эластичного материала - герметика.
Перед этим швы следует тщательно очистить от загрязнений и посторонних частиц.
Заполнение шва включает следующие этапы:
Внешняя поверхность герметика после обработки должна иметь легкий вогнутый профиль. После этого необходим технологический перерыв для отверждения герметика и удаление излишков с поверхности пола вместе со скотчем.
Самопроизвольное растрескивание бетонного пола
В целях предотвращения возникновения произвольных трещин и контроля расположения и направлений образования трещин, используют усадочные швы. Они представляют собой преднамеренно созданные слабые места в в бетонном поле, где бетон может сокращаться во время его усадки. Эти швы позволяют трещине появиться в заданном направлении и в конкретных местах, запрограммированных строителем.
Усадочные швы обычно фрезеруются или режутся в поверхности бетона после того, как он полностью высохнет и пройдет финишную обработку. Это делается для того, чтобы места разрыва были четкими и прямыми, а трещины не возникали случайным образом. Если швы создаются позже, то существует риск появления непредсказуемых трещин. На сухом бетоне нарезка усадочных швов должна быть произведена в начале работ, чтобы предотвратить осыпание краев швов.
Мы рекомендуем пропиливать швы на следующий день после устройства бетонного пола. Если температура понижена, то нарезку швов производится через двое суток.
В целом, усадочные швы являются важной частью процесса укладки бетона и позволяют управлять образованием трещин. Они помогают обеспечить долговечность и качество бетонных конструкций.
Очевидно что, чем меньше карта, тем меньше трещин, но главное не переусердствовать. Здесь работает правило, "лучше меньше, да лучше", резать надо только там, где это необходимо. Лишние швы сильно ухудшают качество бетонного пола.
Для обеспечения равномерного срабатывания предпочтительно нарезать деформационные швы по квадратам площадью максимум 36 м2.
Идеальное прорезывание усадочных швов – это задача, которую можно решить с помощью специального оборудования – резчика швов. В зависимости от материала пола, алмазные или корундовые диски могут использоваться для выполнения этой работы.
Чтобы обеспечить прочность и устойчивость промышленного пола, специалисты рекомендуют следующие общие принципы: прорезанные усадочные швы должны быть соединены по осям колонн и выравнены с угловыми швами по периметру.
Швы должны проходить прямо, без изгибов и перекрестков. По возможности, устройство усадочных швов должно формировать квадратные карты пола. Идеальное соотношение ширины и длины карты пола – это не более 1,5 раза.
Ключевое правило заключается в том, что чем меньше карта пола, тем меньше вероятность его растрескивания. Глубина пропила усадочных швов должна составлять 1/3 или 1/4 от общей толщины стяжки. Прорезание швов обычно выполняется картами размером 6х6 метров, в той же последовательности, что и укладка бетона.
В особых условиях, например при наличии влажных процессов, герметичность усадочных швов играет важную роль, так как ее отсутствие может привести к отслаиванию покрытий пола от его основы. Это особенно актуально в помещениях с повышенным уровнем температуры.
Герметизация швов помогает защитить пол от проникновения влаги, агрессивных веществ и пыли. Заполнение усадочных швов производится не ранее, чем через 3 недели после укладки бетона, поскольку он будет усаживаться в течение достаточно длительного периода времени (особенно первые 3 месяца).
По мнению экспертов, заполнение швов в бетонных полах толщиной 100-150 мм рекомендуется начать не ранее, чем через 1,5-2 месяца после укладки, а для полов толщиной 200-300 мм этот срок не должен быть меньше трех месяцев.
Часто мы делаем нарезку деформационных швов сразу же после выравнивания поверхности рейкой (правилом). Ровно обрезаются края квадратов на всю толщину стяжки. Соседний квадрат полностью примыкает к предыдущему, в силу отсутствия между квадратами фиброармирования (они были отделены друг от друга) при высыхании они между собой не имеют никакой связи и поэтому не трещат. В течении гидратации цементно-песчаной стяжки, бетонных полов за неделю происходит самопроизвольное растрескивание «тела» строго по линии обрезки краёв, при этом трещина не отходит от шва в стороны. Шов получается более ровным в т.ч. и по толщине по сравнению со швом, нарезанным шоврезчиком после затирки «вертолётом»
Бетон в стяжке по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям.
Бетонный пол при нагрузках, превышающей его прочность, в случаях недостаточной толщины и марки бетона не деформируется без разрушения, как, например, в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается как стекло.
Трещинообразование возникает и при внутренних напряжений в бетоне, в процессе усадочных деформаций при твердении и перепадах температур.
Для уменьшения количества неконтролируемых трещин в бетонной стяжке необходимо нарезать деформационные швы.
Деформационные разрезы. Виды деформационных швов
Температурные изменения, усадка, завышенная влажность в помещениях, присутствие разных эксплуатационных нагрузок — это те главные моменты, которые воздействуют на долговечность покрытий. Они минимизируют отрицательные воздействия от перемещения цельных участков в горизонтальном направленности и что наиболее наращивают срок службы.
Нередко температурные, усадочные и изоляционные швы совпадают, но они обязаны находится в одну линию с деформационными швами железобетонных перекрытий и бетонных полов.
Температурные швы нарезаются на примыканиях бетонного пола и иных конструкционных составляющих стенок, колонн, лестниц. Их задачка не разрешить передачу деформационных нагрузок от каркаса домов, убавить воздействие на отдельные участки пола от перепадов температуры.
Изоляционные швы. Изоляционные швы выполняются для обеспечения свободного вертикального и горизонтального перемещения пола относительно других элементов здания. Они используются для соединения с стенами (которые не требуют ограничения перемещений плиты), колоннами, фундаментами под оборудование, опорами, а также другими элементами, требующими заделки, например, стоками, канализационными трубами и лестничными клетками.
Любое строение воспринимает деформации внешней среды, подвижки грунтов основания, температурные воздействия, работа внутрицехового оборудования (если это производство) и т.п. Для того чтобы избежать передачу этих деформаций от стен и фундаментов на бетонный пол в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания (стенами, колоннами, фундаментами под оборудование и т.п.) необходимо устраивать изоляционные швы полосой пеноплэкса, вилатерма на толщину стяжки. Изоляционный шов обеспечивает независимость бетонного пола от другого конструктива здания.
Изоляционный шов не рассчитанный для мест с высокой нагрузкой (въезды), там где будет двигаться техника, стяжку нужно утолщать на 25 % и, сделав клин, вернуть её к исходной толщине с уклоном не более 1:10.
Усадочные швы. Во время усадки бетон уменьшается в объёме примерно 0,32 см на 30 см. Если бетонная стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом (например, с фундаментом здания), то она с большой долей вероятности треснет, т.к. усадка не сможет быть компенсирована.
Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя часть стяжки высыхает и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому ее края становятся выше, чем центр. В этом случае внутренние напряжения приводят к трещинам.
Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне и нарезают усадочные швы, которые создают слабины стяжки. Во время усадки бетона швы открываются и трещины образуются в заданных местах, а не хаотично.
Установка изоляционного материала
Изоляционные швы дают возможность бетонной стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундаментов при условии, что толщина стяжки не может быть меньше 40 мм, иначе она отслоится от основания. Материал для шов, должен быть пластичным. Толщина шва рассчитывается с учётом коэффициента линейного расширения стяжки. Обычно толщина шва 10 мм.
Изоляционные швы устраиваются т.о., прокладываются полосы изоляционного материала вспененного полиэтилена (вилатерма) т.н. демпферная лента толщ. 8мм вдоль стен и колонн.
Конструкционные швы организуют во время заливки полов
Они допускают маленькие движения бетонной стяжки в горизонтальной направленности. Во время постройки стараются устроить так, чтобы конструкционные совпадали с изоляционными и усадочными швами.
Конструкционные швы устраиваются на границе заливок бетона, когда промежуток между заливками несколько часов, на расстоянии не менее 1,5 м, от любых других видов швов, расположенных параллельно им. Используются деревянные металлические конусы 30° (конусы 45° неприемлемы). Они должны устанавливаться согласно инструкциям производителей. Они позволяют плоскостные подвижки, но не вертикальные.
Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением. В таких случаях лучше использовать «шпилечный» шов. Шпилечные швы обычно используются в местах пешеходного движения, но также применяются в полах с высокой колесной транспортной нагрузкой.
Назначение шпильки сохранение шва на одной плоскости в момент прохождения колеса через шов. Горизонтальное движение шва обеспечивается шпилькой, которая прикрепляется в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны быть на одном уровне и параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Более легкий способ, это обработка края стяжки перед следующей заливкой гамбитом фрез Н-1, для того чтобы создать адгезию со свежим раствором. В этом случае не получится т.н. холодный шов, поэтому можно и не нарезать шов.
При передвижении погрузчика по полу, его колеса на границе между плитами создают ударные нагрузки, которые повреждают кромки пола. В результате такие повреждения прогрессируют и мешают эксплуатации пола. Кроме того, повреждаются не только пол, но и ходовая часть складской техники, что требует ремонта.
Для предотвращения таких проблем многие строительные организации применяют несъемную металлическую опалубку для обрамления технологических швов. Она используется в помещениях, где нагрузки высокие (например, в складах и логистических комплексах, на предприятиях тяжелой промышленности).
Опалубка устанавливается вокруг области бетонирования на уровне чистого пола и выполняет несколько функций: она обрамляет область бетонирования, защищает кромку шва от разрушений под воздействием механических нагрузок, способствует распределению нагрузок между смежными бетонными плитами и обеспечивает свободное перемещение плит относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Установка направляющих рельс-форм, представляют собой простую систему, состоящую из металлического перфорированного треугольного профиля с полиэтиленовой вставкой, пластин жесткости и регулировочных винтов. Рельс-формы, устанавливаемые на нужную высоту, используются в качестве маячных направляющих для поверхностных вибраторов. Полиэтиленовая вставка профиля обеспечивает легкое скольжение виброрейки. Рельс-формы являются частью самого пола, усиливая его конструкцию.
Важно не допускать контакта бетонной стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, и в месте контакта произойдёт растрескивание стяжки. Изоляционный материал укладываются до укладки бетонного пола.
При заливке стяжки вокруг колонн устанавливают опалубку ромбами по линии шва, затем ее убирают и на её место укладывают изоляционный материал необходимой толщины.
Или нарезаются позже по вставшему бетону также ромбами, на всю толщину стяжки и герметизируются, причем угол колонны должен быть расположен вертикально к шву. Герметики полиуретановые Рабберфлекс, Мастер сил 374, Sikaflex PRO-3. Усадочные швы можно сделать и с помощью установки специальных специальных реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона.
Где нарезать усадочные швы?Швы должны совпадать со швами ЖБ плит перекрытий, особыми деформационными разрезами, предусмотренными в основании.
Усадочные швы режутся по осям колонн и сходятся с углами швов, идущими по периметру колонн. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, нарезаются квадратами, углы коих размещаются напротив плоских граней колонн (квадрат поворачивается на 45 град. относительно граней колонны).
Расстояние от колонны до шва по периметру не более чем в 24-36 раз превышать толщину стяжки.
Карты пола, образуемые прямыми усадочными швами, должны быть по возможности наиболее квадратными. Длина карты не должна превышать ширину более чем в 1,5 раза.
В коридорах и проездах швы нарезаются на расстоянии равном ширине стяжки. Площадки шире 300-360 см должны иметь продольный шов в центре. На уличных площадках расстояния между швами не должны превышать 3 м во всех направлениях.
Усадочные швы нарезаются на наружных углах и дверях , иначе и там и там могут пойти трещины.
Участок стяжки с очень острым углом, с большой долей вероятности, растрескается. По возможности необходимо избегать таких углов. Чтобы избежать трещин на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.
В технологии устройства бетонных полов и стяжек очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без перерывов длительностью более 1 дня. Заливка без разрывов возможна на площадях до 500 м2 при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Стандартно укладка происходит с перерывами, поэтому на стыках укладки бетона с различными сроками, необходимо нарезать конструкционные швы.
Швы желательно нарезать, сразу же после укладки бетона или как только бетон наберёт достаточную прочность, чтобы не быть поврежденным лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Пробный шов нарезается спустя несколько часов после обработки бетонного пола. Если края шва крошатся, то начинать нарезку ещё рано. Начинать нарезку следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном может разрезать зёрна заполнителя.
В жару надо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов.
Швы должны нарезаться на глубину 1/3 толщины стяжки, для того чтобы бетон при усадке треснул именно в этой зоне, т.е. направленно, а не хаотично. Вертикальные смещения не происходят до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой.
Прогрессивный метод нарезки, когда швы режутся сразу же после финишной обработки бетона. Для нарезки более длинных швов используется 2-х метровая ручка с лезвием и специальная обувь.
Чтобы сохранить края шва в зонах проезда, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация осуществляет защиту шов от поступления воды и других жидкостей, а также от засорения.
Одним из известных, но редко используемых способов оформления деформационных швов является применение элемента (пластины) скольжения. Это стальной лист толщиной 3 мм, закрепленный на двух подстилающих листах толщиной 2 мм. В случае применения пластины скольжения незакрепленная часть либо загибается, либо создает перепад высоты. Этот способ полностью исключает декоративную нагрузку.
Для защиты кромок швов от скалывания при устройстве деформационных швов также используются профильные конструкции. Современные профильные конструкции изготавливаются из алюминия, латуни, нержавеющей стали или ПВХ. Они могут быть встроены как в "пирог" пола, так и выполнены в виде накладок.
Выбирая конструкцию, необходимо правильно рассчитать ширину деформационного шва и определить показатели смещения основания. Расчетные показатели деформации определяют ширину конструкции и элемент компенсатора. Профили для оформления деформационных швов отличаются долговечностью и могут прослужить не менее 10 лет.
Варианты оформления деформационных швов подбираются в зависимости от предполагаемых нагрузок и условий эксплуатации. При строительстве и реконструкции промышленных предприятий по-прежнему используется традиционное сочетание уголков и герметиков. Однако большие протяженности и высокие эксплуатационные нагрузки приводят к быстрому разрушению таких конструкций.
Современные профильные конструкции являются более надежными и эстетически привлекательными. Они могут быть использованы в коммерческих проектах, таких как торговые центры, где важны быстрый срок выполнения работ и сохранение эстетических показателей.
Конструктивно деформационный шов состоит из алюминиевых, металлических, ПВХ направляющих, в которые плотно вставлен компенсатор из полимерного материала. Конструкция шва препятствует попаданию внутрь шва грязи, обеспечивает водонепроницаемость и устойчивость к износу. Швы не требуют проведения профилактических работ и устойчивы к старению. Компенсаторы изготовлены из плотной термо-, свето-, озоно-, морозостойкой резины на основе этиленпропиленового каучука (EPDM) или термоэластопласта (ТЭП) и устойчивы к воздействию озона, ультрафиолета, маслам, бензину и антиобледенительным солям. При выходе из строя могут быть легко заменены.
В местах устройства конструкционных и температурно-усадочных швов шириной 10 мм и более, устанавливаются до заливки бетона закладные или после заливки накладные водонепроницаемые швы ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ из металлического, ПВХ профиля разных типов, которые надежно защищают кромки швов от скалывания. Конструкции Nitriflex, DEFLEX Германия, DEWMARK HYDRO, Аквастоп ДШО Россия - накладные и закладные профили из металла ширина шва от 30 до 100 мм.
Уникальные конструкции деформационного шва, рассчитанные на интенсивные механические нагрузки от колес автомобильного транспорта. Обеспечивают гидроизоляцию шва и компенсацию значительных изменений ширины шва. Предназначены для оформления швов многоуровневых и подземных паркингов, подъездных путей и пандусов складских комплексов, а также швов эксплуатируемой кровли
Dewmark Standart
Стандартные профили для стен и полов с невысоким трафиком движения. для жилых комплексов; для офисных зданий; для административных зданий; для бутиков
Dewmark Heavy
Профили для полов с высоким трафиком движения. Для выставочных центров; для торговых комплексов; для аэропортов; для школ; для вокзалов
Dewmark Hydro
Водонепроницаемые профили для зданий и сооружений с повышенными требованиями к гидроизоляции.
Для больниц;
Для парковок;
Для стадионов;
Для пандусов;
Для пешеходных мостов
Dewmark Metall
Профили для больших нагрузок с высокой несущей способностью.
Для складских комплексов;
Для промышленных комплексов;
Для заводов;
Для фабрик.
Есть вопросы? жми сюда
Консультация ведущего специалиста тел. +7(499) 398-02-36 +7(926) 225-16-81 whatsApp +7(916) 087-31-88. Получить расчет цены пола